До появления пароходов морская служба была невероятно тяжелой. Морякам постоянно приходилось иметь дело с парусами, кот ;орые, в зависи&# 1084;ости от погоды и направления ветра то ставили, то & #1091;бирали. В плавание уходили на долгие месяцы, а иногд ;а и на годы. Вдали от дома путешественн&# 1080;ков подстерегали шторма, коварн& #1099;е скалы и рифы, пираты, &# 1074;оинственные аборигены и тропические болезни. Не меньшим испытанием была и пища, которую ; приходилось довольствова&# 1090;ься морским волкам.
В 17-18 столетии в моряки шли или очень мотивированн&# 1099;е люди, или те, кому нечего было терять. Им приходилос ь месяцами жить в стесненных условиях, без малейшего намека на комфорт и постоянно тяжело работать. В таких условиях сытная и разнообразн ая еда могла бы стать настоящим спасением, но е ;е не было и в помине.
В приключенче ских романах Майна Рида, Рафаэля Сабатини и Роберта Стивенсона подробно описан рацион моряков. Дошли до нас и сухие адмиралтейск&# 1080;е отчеты, которы& #1077; полностью подтверждают правдивость писателей. Перед началом плавания все выглядело совсем неплохо. В трюмы парусников грузили солидные запасы свежих продуктов.
Масло, сыр, говя дина, мука, круп ы, овощи, спиртн ое — все это запасали с расчетом на долгие недели морского похода. Кроме этого, офицеры за свои деньги приобретали живую птицу, свиней, к оз и даже коров. Капитан мог себе позволить самый роскошный стол — в его отдельной кладовой были даже дорогие вина и свежие фрукты.
Баро&# 1095;ник и прочие неприятные «приправы»
Но все это изобилие радовало моряков недолго. Консервирова&# 1090;ь продукты еще не умели, поэто ;му свежая и вкусная еда быстро портилась. Особенно стремительно это происходило при путешествиях в тропики и к экватору. Поэтому очень скоро основной едой большинства членов команды становились солонина, гале& #1090;ы, сухари и протухшая вода.
Особый «колорит» корабельной еде добавляли вредители, зав& #1086;дившиеся абсолютно во всем. Писатель Патрик О’Брайан в своем романе «Фрегат Его Величества „Сюрприз“» описывает один из приемов пищи так:
«В тарелке капеллана ползает не кто иной, как барочник, самы& #1081; крупный вид паразитов из тех, что заводятся в старых сухарях — гладкий такой, с черной ; головкой и имеющий странный такой пряный вкус. Суп, ясное дело, щедро сдобрили сухарной крошкой, чтобы он был погуще и не выплески&# 1074;ался при качке. Капеллан не так долго провел в море, и мог не знать, что от барочника никакого вреда нет, — даже горечи, свойст& #1074;енной всем червям, — и потому может потерять аппетит».
Живность, заво& #1076;ившаяся в сухарях и галетах была очень разнообразно&# 1081;. Матросы тонко разбирались во всех этих червях и жучках и знали их вкус. Чтобы удалить хоть часть вредителей, су& #1093;арем стучали по столу. Это помогало избавиться от некоторого количества членистоноги&# 1093; и их личинок.
< p>
Солонина — всему голова!
Большие надежды мореходы эпохи парусного флота возлагали на солонину. Это было мясо, засоленн& #1086;е в дубовых бочках. Теоретически такой продукт мог храниться годами. Но очень часто подводили недобросовес&# 1090;ные поставщики. Бочки были плохого качества, соль экономили, а мя ;со использовали уже несвежее. Поэтому солонина быстро портилась в жарком климате.
Даже качественное мясо, засоленн& #1086;е в бочках, было серьезным испытанием для желудка. Оно было невероятно соленым и требовало особого приготовлени&# 1103;. Куски говядины или свинины кок долго варил в чистой воде. Но полностью избавиться от соли не получалось , и готовое блюдо буквально обжигало язык и небо. Добавьте сюда то, что куски мяса часто были со шкурой — корабельный куховар не тратил время на лишние манипуляции.
< p>Протухшая солонина становилась не просто мерзкой, но и о& #1087;асной для жизни. Часто испорченное мясо просто выбрасывали за борт, чтобы избежать эпидемий на борту. Но когда продукты заканчивалис&# 1100;, мало кто думал о санитарных нормах. В пищу шло все, что могло хоть как-то поддержать истощенный организм.
Нехитрый морской промысел: крыс& #1099; и рыба
Когда съедобное мясо заканчивалос&# 1100; и на борту оставались только червивые сухари, на палу ;бах и в трюмах начиналась охота. Единственной дичью в ней были крысы, в изобил ;ии водившиеся на парусниках . Часто охота на грызунов становилась бизнесом.
Вот как описан такой коммерсант в одной из книг:
«Крысы отлавливалис&# 1100; трюмным старшиной и, тщательно выпотрошенны&# 1077; и ошкуренные, в ;ыставлялись на продажу на твиндеке по цене, росшей ; с каждой неделей, и дост ;игшей текущей рекордной отметки в пять пенсов за связку».
Как это ни странно, но & #1088;ыбалка была у моряков не в особом почете. Рыбу тоже иногда ловили и даже продавали менее удачливым коллегам, но мя ;со, даже крысиное, цени& #1083;ось выше. Многим это кажется странным, что можно страдать от голода посреди моря. Но дело в том, что ловить в открытом океане рыбу совсем непросто и можно потратить напрасно много часов. Столько свободного времени у моряков с парусников просто не было.
И б ;утылка рома
Всем с детства знакома пиратская песня «Пятнадцать человек на сундук мертвеца». И ее припев «Йо-хо-хо, и буты ;лка рому!». Придумал ее писатель Роберт Льюис Стивенсон специально для своего романа «Остров сокровищ». Поэтому мы хорошо знаем, что моряки прошлого, а осо ;бенно пираты, жить не могли без крепкого алкоголя.
Спиртное на парусниках выдавали ежедневно. Впрочем, полож& #1077;нной по правилам порции могли лишить за какую-нибуд ;ь провинность. В 18 веке на кораблях британского флота на выпивку не скупились. Каждому матросу в день полагалось 3 литра пива, 0.5 литра вина или 250 мл грога. Кстати, грог был тем самым ромом, только разбавленным.< /p>
Дополнительн&# 1086; капитан мог поощрить отличившихся членов команды дополнительн&# 1086;й порцией спиртного. Несмотря на выдачу внушительных объемов алкоголя, пьян& #1089;тво в открытом море строго каралось. Поэтому члены команды старались пить аккуратно, что& #1073;ы остаться в кондиции.
Последствия корабельного рациона
Плохое питание неизбежно сказывалось на здоровье моряков. Но самым страшным было вовсе не отравление червивыми сухарями и протухшей солониной. Настоящим бичом моряков в 18 веке была цинга. Это заболевание, р& #1072;звивающееся в результате отсутствия в пище продуктов с витамином С.  ;Первые случаи цинги зафиксировал&# 1080; еще во времена Крестовых походов. С развитием мореплавания этот недуг стал чуть ли не основной причиной смерти путешественн&# 1080;ков.
Из-за отсутствия в продуктах аскорбиновой кислоты у моряков начинали шататься и выпадать зубы, появляла& #1089;ь сыпь на теле и развивалась анемия. Заканчивалас&# 1100; цинга мучительной смертью. Спасение было только в нормальном питании и продуктах с витамином С.  ;Но, где взять фрукты или свежую зелень вдали от берега?
В 18 столетии хорошо понимали природу смертельной болезни и пытались с ней бороться. Британские моряки запасались где только могли апельсинами и лимонами. Немецкие брали в плаванье бочки с квашеной капустой. Российские исследовател&# 1080; Арктики часто спасались медвежьей кровью, в которой содержится масса витамин ов. Увы, все продукты, бога& #1090;ые витаминами, хр& #1072;нились очень недолго. Поэтому по просторам морей и океанов ветер носил суда с порванными парусами и мертвой командой — иногда цинга убивала на борту всех.
Можно сказать, что самые отвратительн&# 1099;е блюда советского общепита показались бы морякам прошлого настоящими аристократич&# 1077;скими деликатесами.< /p>
Смотрите также — Почему пиратов изображают одноглазыми